Нарушение письма является серьёзным препятствием в овладении учащимися школьной программой. Коррекция нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся. В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа и синтеза слов ( а обучение грамоте, как известно, проводится аналитико-синтетическим методом). Нарушение звукового анализа выражается в том, что ученик воспринимает слово целиком, глобально, опираясь главным образом на смысловую сторону и не воспринимая фонетической стороны, т.е. определенной последовательности звуков в слове. При нарушении синтеза ученик не может из данного ряда букв ( звуков) составить слово. Дисграфия связана как с нарушением фонематического слуха (способности к звукоанализу), так и с нарушением звукопроизношения. На письме при этом отражаются смешение и замены звуков, свойственные устной речи ребенка в настоящее время либо бывшие до недавнего времени. При нарушении звукового восприятия и анализа слова на письме, кроме неустойчивого смешения звуков, отмечаются многочисленные пропуски букв и слогов, а также их перестановки. Нередки случаи, когда у ребёнка речедвигательные затруднения сочетаются с выраженным нарушением звукового анализа, что приводит к тяжёлой степени нарушения письма. Выраженная форма дисграфии отражает широкое нарушение речевого развития, охватывающее и звуковую сторону речи, и лексическую, и грамматическую. Словарь у детей дисграфиков, как правило, беден, не выходит за пределы обиходной речи. Дети не умеют выделять фонетические и морфологические части слова, затрудняются в способах образования слов. В изложениях, сочинениях и даже диктантах у детей дисграфиков отмечается не правильное употребление категорий рода, числа, а также предлогов. Всё это неизбежно затрудняет усвоение школьной программы. Хочу обратить внимание на следующие пункты, которые позволят выделить из общей массы ребёнка - логопата. - смешение звуков в устной речи ( поскольку оно может отразиться на письме); - искажение структуры слов в устной речи; - аграмматичность фразы ( нарушение согласования и управления слов, неправильное употребление предлогов); - нарушение анализа слов, выявленное на уроках ( при определении количества и последовательности звуков в слове); - неустойчивость связи между звуком и буквой ( забывание зрительного образа, графемы); - смешение оптически сходных букв; - нарушение слияния звуков в слоге при чтении ( нарушение синтеза слов).